Отцы и дети основной конфликт в романе: Смысл романа «Отцы и дети», суть конфликта – материалы для сочинения

Содержание

Смысл романа «Отцы и дети», суть конфликта – материалы для сочинения

Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

Роман «Отцы и дети» актуален и сегодня, характеристика героев в нем, своеобразное тому подтверждение. Это произведение собрало в себе самое большое количество проблем, которые ставит автор перед своим поколением. Но и на сегодняшний день многие вопросы тургеневского романа не нашли ответа.

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Смысл романа «Отцы и дети»».

Тест по произведению

Доска почёта

Чтобы попасть сюда - пройдите тест.

    
  • Арина Малкова

    15/15

  • Наталья-Павловна Щербакова

    15/15

  • Вера Кольжецова

    15/15

  • Андрей Акулов

    15/15

  • Татьяна Семёнова

    13/15

  • Иляна Владимирова

    14/15

  • Антон Гарварт

    15/15

  • Катя Калапова

    12/15

  • Иван Дикалов

    12/15

  • Лиза Бродская

    15/15

Социальный и бытийный уровни конфликта в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Конфликт, обозначенный в названии романа – не только конфликт поколений, но и политический конфликт, конфликт социальный. Это конфликт двух мировоззрений, двух типов отношений к миру, к тем ценностям, которые в нем существуют.

С появлением «новых людей» в России их идеи, облик, поведение, самый стиль жизни сразу привлекли к себе внимание общества. Для очень многих публицистов, образованных людей, либералов, относящихся к поколению самого Т., нигилисты представлялись опасными для России не только как идеологи и политические деятели, но и как культурный тип. Взгляды и цели разночинцев, мыслящих радикально, скептически относящихся к прошлому и настоящему Рос. Гос-ва, казались направленными против национальной жизни.

В центре романа – тип нигилиста и нигилизм как общественное и интеллектуальное явление. Это явление показано как новое в русской жизни, но уже достаточно влиятельное и обаятельное для молодого поколения. Наиболее цельным типом нигилиста является Базаров. «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип», - так определяет нигилизм Аркадий. Базаров дополняет: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю…» Это основа понятия «нигилизм». Отрицание необходимо понимать и как акт интелеллектуальный (нигилисты говорят о необходимости разрушить прежних идолов в собственной душе, в собственном сознании), и как акт практический, т.е. это революционное движение, ставящее своей целью разрушение существующего мира и положения вещей. Читателю ясно дают понять, что Базаров – революционер. В беседе с Аркадием он говорит: «В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим».

Базаровым не признаются никакие принципы, взятые сами по себе, вне применения к конкретному делу, и само отрицание совершается по соображениям конкретно пользы, а не «из принципа»: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным … В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем». Отрицание распространяется и на кльтуру, которая становится даже основным объектом обличения , потому что она принципиально бесполезна, строит химеры вроде «романтической» любви, ценит «красивое», а не полезное (Рафаэль гроша медного не стоит ||меня уже тошнит от этой цитаты||) Отрицается представление о природе как о «храме»: для нигилиста природа – «мастерская». Место искусства может и отчасти должна занять наука ( в романе мелькают имена химика Либиха, философа-материалиста Бюхнера, которые противопоставляются Пушкину и Рафаэлю).



Однако Б. не предлагает ни положительной программы, ни более или менее исчерпывающего «обзора» того, что он отрицает: «Да ведь надобно же и строить. – Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Такое умолчание объясняется, конечно, и цензурными причинами, кроме того, писать так подробно о таких людях, как Б., - это значит почти доносить на них: «Ну, а насчет других, в людском быту принятых, постановлений вы придерживаетесь такого же отрицательного направления? – Что это, допрос? – спросил Б. П.П. слегка побледнел». Кирсанов в споре допускает некорректный прием, намекая на «принсипы», отрицать которые напного опаснее, чем отрицать рафаэля. Такого разговора Б. поддержать не может. Но дело не только в цензуре. Чрезмерно политизированные диалоги, связно излагать систему взглядов Б. для Т. значило бы отступать от собственных эстетических принципов, жертвовать мерой, художественной формой ради сомнительного содржания. «ОиД» - не идеологический роман, в отличие от будущих романов Достоевского. Для Т. важнее и интереснее не столько нигилизм как стройная система взглядов, сколько нигилист как человек, как тип личности. Нигилизм собирает людей очень разных – и жалких (Ситников и Кукушкина), для которых новые идеи только прикрытие их собственной душевной пустоты, неряшливости, жизненной неустойчивости и абсолютной бесполезности. + люди как Аркадий, чьё происхождение, привычки чужды рев. деятельности. Они становятся нигилистами под впечатлением от таких ярких людей, как Б. Для них нигилизм – это поза, встав в которую можно почувствовать свою значительность. Б. – сильная личность, чьи дела неотделимы от его убеждений. Важная черта Б. – близость к народу.



Поколение «отцов»Все персонажи романа неизбежно делятся на 2 лагеря. Линия, разделяющая «отцов» и «детей», разделила всё общество, и среди «отцов» оказываются и те, кто не относится враждебно к нигилизму (родители Б., Ник.П. Кирс.). Скорее, наоборот, эти «отцы» болезненно и с удивлением осмысляют возникшую отчужденность м\у ними и их детьми.

Аристократический взгляды делают гл. оппонентом Б. Павла П. Аристократия консервативна, эта консервативность благотворна, так как обеспечивает возможность существования нравственных принципов. При этом поведение П.П. противоречит арист. Принципам – неуваж. Отношение к чужой свободе и мнению. В его личности преобладает внешний аристократизмАристокр. Равенства со всяким мыслящим человеком в нем нет. Его фигура скорее комична.Б. бросает вызов взглядам П.П., но тот оказывается неспособен их защитить, в отличие от Б. В этом конфликте Б. оказывается сильнее. Кульминация – дуэль, аристокр.традиция, но уверенно себя чувствует Б. Столкновение Б. и П.П. носит частный характер.

Противостоит силе Б. сама жизнь, органическое начало, которое не может быть разрушено человеком ни в себе, ни вовне, так как он является частью общей жизни. Поэтому тип Б. не представляется источником угрозы. Самой жизни Т. приписывает атрибуты, которые отрицает Б. – гармонию, «бесцельность», органическую эстетичность. Штудируя анатомию, Б. не приближается к тайне жизни, а отрицает её, покушается на её существование. Б. умирает мужественно не из-за правильности своих идей, а потому, что он сильный человек.

Равнодушную гармонию природы дополняет любовь, служащая идее преодоления противоречий, установления порядка и меры. Семья. (Аркадий, НП) восстановленные отношения отца и сына сами собой порождают новые семьи, возвращают человека к гармоническому течению жизни.

 

Основной конфликт романа "Отцы и дети" Тургенева И.С.

За частным конфликтом между братьями Кирсановыми и Базаровым стоит глобальный конфликт двух сословий. Вот почему даже разница в одежде, в воспитании, манере держать себя оказывается здесь социально значимой и обусловливающей идеологические и культурные расхождения. Этот общий конфликт имеет два аспекта: мы имеем противостояние одновременно двух сословий и двух поколений внутри каждого сословия. При этом нельзя забывать, что Тургенев показывает семьи Базаровых и Кирсановых на широком фоне второстепенных персонажей: из дворянского мира изображены также Одинцова, ее сестра Катя, Колязин, Кукшина (у которой есть собственное имение), из разночинцев — Ситников.

Сопоставляя эти два сословия по поколениям, легко заметить, что в старшем поколении пальма первенства принадлежит дворянам (родители Базарова явно проигрывают при сравнении с братьями Кирсановыми), однако среди “детей” Базаров безусловно преобладает над Аркадием, превосходя его мужественностью, умом и силой характера. Разночинцы, выработавшие собственную идеологию, явно претендуют на то, чтобы задавать тон в современном обществе, и на их сторону уже переходят многие из нового поколения дворян (Аркадий, который “чуть не молится” на Базарова, увлеченная новой модой Кукшина и даже аристократка Одинцова на какое-то время увлекается Базаровым). Не может дать достойного отпора Базарову и старшее поколение дворян.

Теперь участь России зависит от выбора младшего поколения: если оно пойдет за разночинцами, то они окажутся ведущей общественной силой и в судьбе России наступит решительный перелом, в лучшую или худшую сторону — пока неизвестно. Но этого не происходит. Сословные, кровные связи оказываются прочнее духовного родства поколения, солидарности молодости, и жизнь в России возвращается на круги своя. Заканчивается увлечение Аркадия Базаровым и выявляется их изначальная чуждость друг другу (“Он хищный, а мы с вами ручные”, — окончательно разграничит Катя недавних друзей). Отпрянет в страхе от Базарова Одинцова, увидев в отношениях с ним “даже не бездну, а пустоту... или безобразие”. Кукшина и Ситников способны лишь скомпрометировать новые убеждения, впрочем, как и любые другие.

Задача “уловить” на глазах меняющийся тип “героя времени” сообщала романам Тургенева известную эскизность и сближала их с повестью по таким признакам, как концентрированность содержания, выделение кульминационных моментов сюжета, сосредоточение действия вокруг одного героя. Для композиции сюжета “Отцов и детей” также характерна предельная сжатость действия во времени. Тургенев умело раскрывает сложнейшую проблематику в немногих эпизодах. От начала действия романа до смерти Базарова проходит всего два месяца. Из этих двух месяцев реально описаны лишь некоторые дни, в которые сосредоточиваются события или происходят решающие диалоги героев. При этом писатель искусно соединяет в одной сцене несколько сюжетных линий и показывает одновременно значительное число персонажей. (Так, в споре между Павлом Петровичем и Базаровым участвуют и проявляются как характеры также Аркадий и его отец. В городе, при встрече друзей с Одинцовой, одновременно показываются Ситников, Кукшина, губернатор и Колязин. В саду у Одинцовой параллельно изображаются объяснения Аркадия с Катей и Анны Сергеевны с Базаровым и т.д.)

В сюжетно-композиционном плане роман четко делится на три части, которые прямо соотносимы с пространственным передвижением героев. Сперва в Марьине, усадьбе Кирсановых, происходит первое знакомство будущих главных антагонистов и изложение ими своих взглядов. Это любимое сюжетное построение ранних романов Тургенева — неожиданный приезд в некую локальную, но типичную и давно сложившуюся среду нового человека — выразителя последних веяний времени, что позволяет, с одной стороны, оценить устоявшуюся среду с позиций современности, а с другой — досконально изучить новую фигуру, сразу приковывающую к себе всеобщее внимание.

Затем начинается вторая часть — проверка героев и их идей жизнью. Аркадий и Базаров отправляются в город, где показываются уже на фоне целого губернского общества, там же знакомятся с Одинцовой и вскоре отправляются к ней в Никольское, где происходит испытание их любовью. Оттуда они приезжают в деревню Базарова, где читатели имеют возможность сопоставить Евгения с его родителями и оценить его дальнейшие перспективы жизни после университета.

С отъездом Базарова от родителей начинается заключительная композиционная часть — “подведение итогов”. Друзья возвращаются в Марьино, где Базаров уже отделяется от Аркадия и в дальнейшем показывается на страницах романа один. Сначала он подводит дуэлью черту в своих отношениях с Павлом Петровичем, затем по второму кругу отправляется в Никольское, чтобы распрощаться с Одинцовой, и к родителям, где и “сводит счеты” с жизнью вообще.

Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему: Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Конфликт поколений» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Конспект урока литературы

в 10 классе

по теме:

«Конфликт поколений»

( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Учитель русского языка и литературы Сенчило Лариса Дмитриевна

Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства ; Выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации.

Задачи:

Обучающая: продолжить обучение целостному анализу текста произведения ,остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича; закрепить знания учащихся героях романа, их роли в композиции романа.

Развивающая: развивать умение анализировать текст , отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-ые годыXIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения

Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям , к мнению одноклассников, интересам и увлечениям людей другого поколения; способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)Развивать интерес учащихся к чтению романа.

 

 

Обломки старых поколений,

Вы, пережившие свой век:

Как ваших жалоб, ваших пений

Неправый праведен упрек!

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью,

За новым племенем брести!

Ф.И. Тютчев

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарий учителя, элементы анализа текста романа, словарная работа.

Оборудование:

- текст романа

- тетради по литературе

- мультимедийная презентация к уроку

- компьютер, мультимедийный проектор, экран

Ход урока.

Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах  и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не вы!» - восклицал герой Лермонтова.

Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда непростой

Часто мы слышим от молодых людей, что родители не понимают их, не воспринимают их увлечения и интересы, даже часто критикуют, сравнивая с собой. 

Эту проблему - конфликт поколений - мы будем освещать не только с позиции современных людей, но и попробуем разобраться в нем, обратившись к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». 
И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».

«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев)

В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу! Кто прав с споре отцов и детей?»

Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.), в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главным героям. Свою задачу критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.

Д. Д. Минаев – писатель-пародист написал отзыв-стихотворение «Отцы или дети? Параллель» (1862 г.)

Уж много лет без утомленья

Ведут войну два поколенья,

Кровавую войну;

И в наши дни в любой газете

Вступают в бой «Отцы» и «Дети».

Разят друг друга те и эти,

Как прежде, в старину.

Мы проводили, как умели,

Двух поколений параллели

Сквозь мглу и сквозь туман.

Но разлетелся пар тумана:

Лишь от Тургенева Ивана

Дождались нового романа –

Наш спор решил роман.

И мы воскликнули в задоре:

«Кто устоит в неравном споре?»

Которое ж из двух?

Кто победил? Кто лучших правил?

Кто уважать себя заставил:

Базаров ли, Кирсанов Павел,

Ласкающий наш слух?

* * *

Ответ готов: ведь мы недаром

Имеем слабость к русским барам –

Несите ж им венцы!

И мы, решая все на свете,

Вопросы разрешили эти…

Кто нам милей – отцы иль дети?

Отцы! Отцы! Отцы!

-Ироничное стихотворение Минаева напоминает лермонтовское «Бородино». Поэт видит в романе «Отцы и дети» нападки Тургенева на старшее поколение. Симпатии Тургенева, по мнению Минаева, на стороне отцов: «Кто нам милей – отцы иль дети? Отцы! Отцы! Отцы!

Мы тоже сегодня попытаемся ответить на вопрос : кто же прав в споре отцов и детей?

Итак, нам предстоит сопоставить мнения героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;
выяснить, что может привести к конфликту между людьми, а также выявить сильные и слабые стороны конфликта и научиться выходить из конфликтной ситуации.

На прошлом уроке мы познакомились с главными героями романа И.С.Тургенева - Н.П. Кирсановым, П.П. Кирсановым, Е.Базаровым. Совершенно разные по своим взглядам, они живут в одно время, сталкиваются друг с другом, стремятся отстоять свои принципы и привычки.

- Давайте вспомним, что мы знаем о жизни Н.П. и П.П. Кирсановых?
/Оба сына должны были пойти по военной стезе. Николай Петрович не стал военным, он закончил университет, увлекается искусством и литературой. В философии и литературе тогда сосредоточивалась духовная жизнь русского общества. Революция во Франции, произошедшая в 1848 году, не позволила Николаю Петровичу уехать за границу. Он поселился в деревне со своей женой, жил с ней душа в душу, воспитывал сына, пережил страшное событие – смерть жены. Оправившись, Николай Петрович принялся за преобразования в хозяйстве. 
Николай Петрович – дитя своего времени, он жил, как многие лучшие люди той поры.
Павел Петрович – человек с другой судьбой. Он стал военным, но любовь к княгине Р и уход в отставку не позволили ему стать генерал-адъютантом./

Итак, страницы о прошлой жизни братьев Кирсановых есть общественная биография поколения «отцов». Николай Петровичи Павел Петрович– это хранители старых традиций, привычных устоев жизни.

В жизни этих людей все размеренно, все определено. Так и в современной семье жизнь родителей идет по определенному сценарию: получили образование, устроились на работу, создали семью, появились дети… И каждый родитель знает, что для его ребенка хорошо, а что плохо.

     И вот в доме Кирсановых появляется новый человек - Евгений Базаров, друг Аркадия, сына Н.П.Кирсанова. 

- Кто он, Базаров? Что вы знаете о нем? 
/Базаров – сын дивизионного лекаря, занимается естественными науками и медициной./

- Тургенев в начале романа, знакомя нас с героями, дает описание внешнего облика Базарова. Найдите в тексте описание Базарова.[1]

УЧАЩИЕСЯ ЗАЧИТЫВАЮТ ОПИСАНИЕ БАЗАРОВА

Итак, Базаров поражает Николая Петровича и Павла Петровича своим внешним видом. 

- А если бы вы увидели человека в таком обличии, какую характеристику вы дадите ему? /высказывания учащихся/

- Что Базаров хотел выразить своим внешним видом? /Свою независимость./ 

- А как современные подростки демонстрируют свою независимость перед взрослыми? /высказывания учащихся/

- Какую реакцию это вызывает у взрослых? /Негативную./

Вызвать критическое отношение к герою – было главной задачей писателя. Разночинец по происхождению, демократ-просветитель по убеждениям, человек нового материалистического мировоззрения, Базаров подходил к жизни с новыми практическими требованиями. Не зря Аркадий охарактеризовал Базарова как нигилиста.
Прочитаем эту сцену . [2]

РАБОТА С ТЕКСТОМ РОМАНА


- Как на этот заявление реагируют П.П.и Н.П.Кирсановы? /Оба брата растеряны. Ведь слово нигилист от латинского «ничего» и переводится как отрицатель, человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами и ничего не признает на веру/


- Принимают и понимают ли Кирсановы взгляды Базарова? /Нет/.

- А как об этом говорит Тургенев? - /Павел Петрович поднял на воздух нож с маслом и остался неподвижен. Николай Петрович пытается объяснить значение слова нигилист. Павел Петрович иронизирует по поводу воззрений Базарова, но каждый раз разговор между героями заканчивается спором/.
Итак, Базаров живет в доме Кирсановых уже около двух недель. Он никого не стесняет, занимается опытами, а по вечерам ведет споры с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем, пытаясь объяснить людям старшего поколения свои воззрения.


-Как относился Павел Петрович к Базарову? /Павел Петрович всей душой возненавидел Базарова/


- А Николай Петрович? /Николай Петрович побаивался молодого нигилиста, но охотно его слушал, сомневался в пользе его влияния на Аркадия/

-А как Базаров относился к старикам Кирсановым? К Н.П..Кирсанову? Зачитайте текст. [3]

РАБОТА С ТЕКСТОМ


/Базаров о Николае Петровиче: «Твой отец добрый малый, но отставной, его песенка спета». Базаров советует Аркадию предложить отцу книгу посерьезней, например, «Материя и сила»/


- Понимает ли Базаров интересы Николая Петровича? /ответы учащихся/


-Почему он называет поэзию А.С.Пушкина «ерундой»? /Она ему неинтересна. Увлечения у всех разные, и это часто является причиной непонимания интересов другого человека./


- Во всем ли Николай Петрович согласен с Павлом Петровичем, давая оценку Базарову? Ведь Николай Петрович охотно слушал Базарова, сам присутствовал при опытах, которые проводил молодой естествоиспытатель. Николай Петрович несколько лет жил в Петербурге, стремясь не отставать от сына. Найдите в тексте высказывание Николая Петровича о Базарове [4]

РАБОТА С ТЕКСТОМ

/Николай Петрович: «Может быть, Б. и прав, но мне одно больно: я надеялся теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, а он ушел вперед и понять мы друг друга не можем»./ 

- Непонимание интересов чаще всего ведет к столкновению мнений, что является причиной конфликта.
- А что такое конфликт? Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, мнений или взглядов. 

- Николай Петрович понимает, что молодое поколение имеет другие взгляды на общественно-политическую жизнь, на литературу, искусство, поэтому в спорах он не принимает участия, молчит, слушает, болезненно взглядывает на Аркадия.
Но Павел Петрович, аристократ в душе, не может смириться с тем, что в доме есть человек, который отрицает все, чем живет он сам.

В 10 главе происходит столкновение между Базаровым и Павлом Петровичем. Прочитаем эту сцену. [5]

РАБОТА С ТЕКСТОМ


-Задели ли Павла Петровича слова Базарова об аристократах? Конечно! Зачитайте, как автор характеризует героев в эту минуту?/«Павла Петровича задрожали губы, он побледнел. Базаров был спокоен»!/

- Обратите внимание, как построен спор! «Спорящие не стремятся к истине. Весь спор построен по принципу «общих» и «противоположных мест». Базаров полагает, что русское дворянство уже не способно играть передовую общественную роль. Для него мысль Павла Петровича – бесполезные слова. Павел Петрович, наоборот, выдвигает на первое место такие качества, как святость преданий, патриархальность. И слова Базарова его пугают». [6]

РАБОТА С ТЕКСТОМ


- Что явилось почвой для конфликта?/ Разные мнения по предложенному вопросу, разные жизненные позиции/.


- В конце 10 главы Николай Петрович вспоминает о своей ссоре с матушкой. Прочитаем этот эпизод [7]

РАБОТА С ТЕКСТОМ


-Одинакова ли основа конфликта в обоих эпизодах? Да. И Николай Петрович объясняет причину конфликта: «Мы принадлежим к двум различным поколениям».

Итак, непонимание интересов другого человека ведет к столкнов

Проблема отцов и детей в романе «Отцы и дети» 🐲 СПАДИЛО.РУ

Основной конфликт романа
Проблема отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»Проблема отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»Конфликт между отцами и детьми длится с начала времен и по сей день. Особенно остро он ощущается в периоды перемен общественной жизни, когда поколение прошлого выступает как консерватор, а молодежь ратует за новизну. Такая ситуация характерна для России 60-х гг. 19 в., свое отражение она нашла в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Столкновение старого и молодого поколения преодолевает рамки семейного конфликта и затрагивает социально-политическое устройство страны – социал-демократы встают на борьбу с либералами-аристократами.
Базаров и Павел Петрович

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.

Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.

Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».

Базаров и его родители

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Тема «отцов» и «детей» в русской литературе

Взаимоотношения отцов и детей – одна из первостепенных и значимых в русской литературе. Эта проблема отражена в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в драме «Гроза» А.Н. Островского, в творениях А.С. Пушкина и мн. др. Авторы как люди творческие стоят на стороне молодого поколения. Однако Тургенев не занимает определенной позиции, и предоставляет возможность читателю самому выбрать правильную идеологию. Я думаю, для Тургенева было важно показать, что только в мире и гармонии общество сможет правильно развиваться в дальнейшем.

Краткое сочинение (топик) "Конфликты в семье" с переводом текста на русский язык (Семейные конфликты)

Сочинение на тему «Конфликты в семье» на английском языке с переводом на русский язык

Семейные конфликты

Конфликты в семье

Конфликты случаются в каждой семье. Они могут быть серьезными или нет. У них могут быть разные причины.Самое главное - как можно скорее решить проблему. Конфликты случаются в каждой семье. Они могут быть серьезными или не очень. Они могут иметь разные причины. Самое главное, решить эту проблему как можно скорее.
Причина многих конфликтов - недопонимание между родителями и детьми, особенно когда дети - подростки. Иногда подростки просто упрямы. У них нет серьезных причин для конфликта. Они просто хотят выразить протест, но часто подростки не знают, против чего этот протест.Они просто делают то, что делают другие. В этом случае родителям следует проявить терпение и помочь детям не ошибиться. Причина многих конфликтов является недопониманием между родителями и детьми, особенно когда дети являются подростками. Иногда подростки просто упрямятся. Они не имеют каких-либо серьезных причин для конфликта. Они просто хотят выразить протест, но часто даже не знают, против чего направлен этот протест. Они просто делают то, что делают другие. В этом случае родители должны быть терпеливыми и помочь своим детям не ошибиться.
Другой случай, когда родители не хотят слушать своих детей, понимать их или просто признавать, что дети растут. Родители хотят, чтобы подростки носили симпатичную одежду и не думали, что это вышло из моды или не соответствует возрасту. Тогда дети смогут кричать и спорить. Я считаю, что в таких ситуациях дети должны объяснять свою проблему, а родители должны их слушать. Они должны прийти к компромиссу. Другой случай, когда родители не хотят слушать своих детей, заставить их понять, что дети взрослеют.Родители хотят, чтобы подростки носили милую одежду и не думают, что это вышло из моды или не соответствует возрасту. Тогда дети могут кричать и спорить. Я думаю, что в таких ситуациях должны объяснить свою проблему, а дети должны выслушать их. Дети и родители достичь компромисса.
Иногда конфликты случаются между мужем и женой. Эти конфликты сложнее. У них много причин: недопонимание, неверность, разные характеры и так далее.Люди должны решить, любят ли они друг друга, они могут найти решение самостоятельно или с помощью психологов или друзей. Если они не любят друг друга, они не найдут выхода. Иногда происходит переход между мужем и женой. Эти конфликты являются более трудными. У них есть много причин: недопонимания, измена, разные характеры и так далее. Люди должны решить, если они любят друг друга, найти решение самостоятельно или с помощью психологов или друзей. Если они не любят друг друга, они не найдут способ решить проблему.
Семейные конфликты - нормальное явление. Они помогают узнавать что-то новое друг о друге и, может быть, предотвращают большие проблемы в будущем. Просто помните, что вы любите друг друга и решите свои проблемы как можно скорее. Семейные конфликты являются нормальным явлением. Они помогают открыть что-то новое друг о друге и, возможно, предотвратить большие проблемы в будущем. Просто помните, что вы любите друг друга и решайте проблемы как можно скорее.
.

Урок 1. семьи - Английский язык - 11 класс

Английский язык, 11 класс

Урок № 1. Семья

На уроке вы:

- узнаете о семейных узах и традициях в Монголии и России;

- научитесь использовать лексику по теме: Семья, Семейные узы, культурные традиции в разных странах.

Задание 1. Прослушай фразы, найди и отметь ниже их правильный перевод

Соотношения слов с их величиной на русском языке:

1.- Здравствуйте, Саша! Как поживаешь? 1. - Привет, Ракча! Спасибо, хорошо.

Как у тебя дела?

2. - Здравствуйте, Ракча! Я в порядке, 2. - Спасибо, хорошо.

спасибо. А ты?

3. - Хорошо, спасибо. 3. - Привет, Саша! Как дела?

4. -Вы были в Москве 4.- Что вы можете сказать о семейных узах и

на пять месяцев. Вы скучаете по традициям в Монголии?

твоя семья?

5.- Конечно, но я всегда чувствую 5. - Я считаю ,. что семья это место, где

сила и поддержка моей семьи

. Что означает семья в безопасности и принятым.

вам?

6.- Я считаю, что семья - это место

, где чувствуешь себя особенным, защищенным 6. - Ты в Москве 5 месяцев. Скучаешь по

и принял. семье?

7. - Что вы можете сказать о семье 7. - Конечно, я всегда чувствую силу и

связей и традиций в Монголии? поддержка моей семьи. А что значит

семья для тебя?

Например: 1и 3, 2 и __, 3 и__, 4 и _, 5 и __, 6 и _, 7 и.-

Задание 2. Прослушай диалог, найди правильный перевод фраз Саши и Боба.

1. Что вы можете сказать о семье 1. - Семейные узы очень крепки,

Узы и традиции в Монголии? не так ли?

2.Монголы дорожат семейными узами. 2. - Да, все члены семьи заботятся и

Семейная иерархия очень помогает другу и проводит

важных, а молодые показывают много времени вместе.

уважение к старому каждый раз.

3. Семейные связи очень близкие, 3. - Как они обычно проводят

, не так ли? свободное время?

4. Да, все члены семьи 4. - Обычно у них много семейных

заботятся и помогают праздникам. Иногда они выхо- прогулка

друг друга и проводят много времени вместе.занимаются спортом.

5. Как они обычно 5. - Я думаю, что россияне

проводят свободное время? гостеприимные тоже.

6. Их обычно много 6. - Абсолютно верно. Они часто

семейных праздников устраивают пикники на выходных

Иногда они выходят с друзьями и родственниками.

для вечерней прогулки или

Прием пищи очень важен

заниматься спортом. для них. А как насчет русских

семей?

7. Я слышал, что монголы 7. - Что ты можешь сказать о се-

очень гостеприимны. семейных узах и традициях в

Я прав? Монголии?

8.Абсолютно! У них часто бывает

пикников с друзьями и родственниками

по выходным 8. - Монголы ценят семейные узы.

Семейная иерархия очень

. Для них еда действительно важна. Младшие всегда

проявляют уважение к старшим.

А русские семьи?

9. Я думаю, россиянам 9 лет.- Я слышал, что монголы очень

тоже гостеприимны. Гостеприимные, не так ли?

Задание 3. Впиши пропущенные буквы :

e_t_ended, n_cl_ar, im_ed_ate, s_p_r_ted, s_n_le p_rent f_m_ly,

Задача 4.

Семейное слово

Выбери родное слово, которое состоит из

Имя мать, дети, дедушка, бабушка: расширенная / ядерная.

Семья, состоящая из отца, матери и детей: нуклеарная / разделенная

Семья, состоящая из отца или матери и детей: непосредственная / разлученная

Семья, состоящая из отца Многодетная мать и многодетная семья: многодетная / расширенная

Близкие родственники ближайшие / нуклеарные

Задача 5 Найди лишнее слово и выдели его.

  1. расширенный, ядерный, родственники, немедленные, разлученные
  2. зять, племянник, тесть, невестка, свекровь

Задание 6.неси фразы с их на русском языке:

Меня зовут Саша. Я Моя семья большая. У меня

из России. Мои родители два брата и две сестры. Моя

отделены. Итак, я живу старшая сестра не ладила с

с мамой.Мой мужем. Когда она разош-

брат женат на лась с мужем, она с дочкой

замечательная женщина. Они переехала к нам. Ей трудно

иметь маленького сына. Очень люблю быть матерью-одиночкой,

мой племянник. поэтому мы все стараемся

помочь ей.

Меня зовут Бен. Я от Меня зовут Саша. Я из

Англия. Я единственная Россия.Мои родители раз-

Мы с

ребенком живем с моими ведены. Поэтому я живу с

родителями. Для меня моя домашняя мамой. Мой брат женат на

- моя крепость. прекрасной женщине. У них

сын. Я люблю племянника.

Моя семья большая. Меня зовут Бен. Я из Англии.

получили два брата и две сестры Я единственный ребенок и жи-

сестры.Моя старшая сестра ву с родителями. Для меня мой

не ладил с домом - моя крепость.

ее муж. Когда она

развелась с мужем

, она и ее дочь переехали к нам

. Ей

сложно быть родителем-одиночкой, поэтому

мы все стараемся ей помочь.

Задание 7. Прочитай текст. Напиши пропущенные слова.

Мои родители __________. Итак, мы с братом живем с мамой.

Я _______ ребенок и живу с родителями.

Моя семья ________. У меня есть два брата и две сестры. Мы заботимся и помогаем друг другу и всегда показываем ______ старшим.

Семья _____ очень важна в жизни людей.

Задание 8. Прочитай текст. Напиши пропущенные слова.

Моя сестра плохо _______________ с мужем.

Когда она __________ из своего _______ она и ее дочь переехали к нам.Ей трудно быть ______ родителем, поэтому мы все стараемся _____ ей. Мой брат женат на замечательной женщине. Кроме того, он хорошо ладит со своим ____________.

Задание 9. Дополнило предложения

Семья - колыбель жизни и любви, где вы ___________________________________.

Семейные узы действительно важны в ___________________________.

Есть разные семейства: _________________________________________________.

Также в семьях разные культурные традиции и ___________.

Задание 10. Напиши фразы от лица Саши.

Ракча: Здравствуйте, Саша! Как поживаешь?

Саша: ________________________________

Ракча: Хорошо, спасибо.

Саша: ___________________________________

Ракча: Конечно, но я всегда чувствую силу и поддержку своей семьи.

Саша: __________________________________________

Ракча: Я считаю, что семья - это место, где чувствуешь себя особенным, защищенным и принятым.

Саша: __________________________________

Задание 11. Допиши письмо брату Виктору от лица Саши о его новом друге Ракча.

Уважаемый Виктор,

Здравствуйте. Как поживаешь? У меня здесь друг. Его зовут Ракча. У него большая семья ..…

Задание 12 Напиши фразы от лица Ракча:

Саша: Что вы можете сказать о семейных узах и традициях в Монголии?

Ракча: __________________________________

Саша: Семейные узы очень тесные, не так ли?

Ракча: ______________________________________

другие и много времени проводят вместе.

Саша: Как обычно проводят свободное время?

Ракча _________________________________________

Саша: Я слышал, монголы очень гостеприимны. Я прав?

Ракча: ______________________________

Саша: Я считаю, что русские тоже гостеприимны.

Задание 13.

Ответь на вопросы о своей семье:

Как у вас складываются отношения с членами вашей семьи?

__________________________________

Какие семейные культурные традиции существуют в вашей семье?

______________________________________

Что важно в вашей семье?

_________________________________________

Что для вас значит семья?

РАЗБОР РЕШЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАДАНИЯ 4

Задача 4.

Выбери правильное слово

Семья, состоящая из отца, матери, детей, деда, бабушки, бывает: расширенная / нуклеарная.

Семья, состоящая из отца, матери и детей: нуклеарная / разделенная

Семья, состоящая из отца или матери и детей: непосредственная / разлученная

Семья, состоящая из отца Многодетная мать и многодетность - это: многодетная семья / расширенная

Близкие родственники семейные / близкие

Разработано развертывание навыков чтения и понимания текста.

РАЗБОР РЕШЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАДАНИЯ 5

Задача 5 Найди лишнее слово и выдели его.

  1. расширенный, ядерный, свекровь, непосредственный, разлученный
  2. зять, племянник, тесть, невестка, свекровь

В данном упражнении проверяется знание изучены на уроке лексических единиц, а также слов, которые встречались ранее. В первой строке четыре слова обозначают прилагательные разные семейные, одно слово - существительное.Во второй строке четыре слова обозначают составные существительные, одно слово - существительное. Одно слово является существующим женского рода.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Быкова Н.И., Поспелова М.Д. «Английский в фокусе» 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М .: Просвещение, 2015., стр 88, 91-92, 96, 118
  2. Быкова, Н. И. В центре внимания 11: сборник упражнений Английский язык.11 класс / Н.И. Быкова, Дули Дженни, М. Д. Поспелова, Вирджиния Эванс. - М .: Экспресс Паблишинг, Просвещение, 2015.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *